Конечно, рыночный NPS ни разу не запаздывающий показатель. Запаздывать рыночному индексу не дает его математическая натура среднего арифметического взвешенного. Индексы NPS точек касания являются компонентами рыночного NPS и вместе с ним отражают текущее состояние дел в границах единого отчетного периода.
О корректном способе математической стыковки индексов будет дальше, а сейчас разберём наиболее распространенные просчёты в измерении NPS точек касания.
Замена объекта оценки: в опросе top-down вы просили клиента поставить NPS-балл компании (бренду, продукту и т. п.), а в опросе bottom-up просите поставить NPS-балл точке касания. В итоге вы оперируете NPS-индексами разных объектов оценки.
Чужие грехи: в расчет индекса NPS точки касания ошибочно добавляются оценки клиентов, у которых основная причина оценки компании связана с совершенно
другой точкой касания. Обычно это бывает в следующих ситуациях:
- в опросе bottom-up клиента просят оценить NPS-балл компании, но не задают стандартный вопрос об основной причине этой оценки, а расспрашивают исключительно о той точке, с которой было недавнее взаимодействие (полагая, что именно это недавнее взаимодействие и определило NPS-балл компании);
- вопрос об основной причине NPS-балла компании в bottom-up опросе формально есть, но ответы собирают в форме свободных комментариев, которые не обязательны для заполнения. Качество данных о причинах в этом случае очень низкое.
Прорехи отлова: Опросы bottom-up не захватывают сегмент клиентов, который в отчётном периоде не взаимодействовал с точкой касания, но называет её основной причиной своего эмоционального отношения к компании в top-down опросе NPS.
Обычно это глубокие Детракторы, сознательно избегающие взаимодействия с точкой касания из-за негативных впечатлений в прошлом. Например, клиенты, которые столкнулись с бесполезным ботом в колл-центре, перестают обращаться в колл-центр за поддержкой. Они не попадут в выборку bottom-up опроса точки касания «Колл-центр», поскольку выборка формируется только из тех клиентов, кто туда недавно звонил.
Если точка касания продуктовая, то это могут быть Детракторы-непользователи какого-либо продукта или услуги компании из-за проблем с доступностью и качеством этого продукта/услуги.
Слепая зона: ситуация, когда компания не фиксирует в своих корпоративных IT-системах важные (для оценки клиентского опыта в точках касания) типы клиентских взаимодействий и не идентифицирует клиентов, которые их совершали. Такие клиенты оказываются за бортом при выгрузке выборок из IT-систем для проведения bottom-up опросов.
Например, клиент не смог добиться или дождаться соединения с живым оператором колл-центра; ушел из оффлайн-магазина потому, что не оказалось свободного сотрудника для консультации/покупки; не смог сделать заказ из-за технических проблем с сайтом или приложением и т. п. Для такого клиента в реальности взаимодействие с точкой касания было (как правило, с негативным клиентским опытом), для компании формально — нет.
Перечисленные ошибки приводят к тому, что значения NPS точек касания получаются смещёнными: либо завышенными, либо заниженными.