Вместо открытого формата вопроса используйте полузакрытый формат, с классификатором причин и возможностью ответа в виде комментария в свободной форме, если ни один из предложенных вариантов не подходит.
Хорошо продуманный и протестированный классификатор обычно устраивает порядка 95% участников опроса. В противном случае его стоит доработать.
Не начинайте вопрос со слова-провокатора «почему». Используйте оригинальную формулировку вопроса, предложенную Райхельдом: «Назовите основную причину вашей оценки». Можете задать вопрос в два приема: сначала попросите указать все причины оценки (их может быть несколько), а потом предложите отметить основную.
Если для сбора обратной связи с клиентами вы используете готовые решения на основе платформы bitrix24, будьте особенно бдительны: подобные инструменты могут содержать некорректные формулировки NPS-вопросов и поле «комментарий» вместо гибкой настройки формы с вариантами причин оценки. Кроме того, расчет индекса клиентской лояльности в таких инструментах обычно не учитывает структуру выборки опрошенных.
Вопрос о причине оценки задавайте всем участникам опроса: и Промоутерам, и Пассивным, и Детракторам. В этом случае вы сможете не только рассчитать значение NPS, но и проанализировать индекс NPS в разрезе факторов лояльности
Каскадным методом.
А всякие искусственные интеллекты оставьте для других более подходящих задач — зачем использовать смоделированную оценку сомнительного качества, когда фактические данные можно получить прямым путем?
PS. Статью о NPS в русскоязычной Википедии в начале 2020 года по моей инициативе частично поправили. Но где гарантия, что кто-нибудь не вернет «почему» назад?